Автор статьи Копецкая Александра

БИЗНЕС В КРИЗИС




Кризис для нашей страны, как зима для коммунальщиков - всегда приходит неожиданно. И сопровождается массовой паникой. И ладно бы дело касалось только очередей в обменные пункты, так ведь нет, начинают паниковать те, кто должен соблюдать спокойствие. Директора и владельцы компаний. Их, конечно, тоже можно понять, речь идет о будущем бизнеса и о вложенных в него средствах. Но представьте, как это выглядит со стороны рядового сотрудника. Примерно так же как со стороны пассажира самолета. Он доверил свою жизнь и спокойствие пилоту, а тот вдруг выбегает в салон и начинает судорожно вопить «Всё пропало, мы все умрем». Паника на борту обеспечена.

И если до этого момента можно было хоть что-то сделать, то теперь всё, нельзя. Спокойствие нарушено, люди ничего не соображают, парашютов нет. Примерно тоже самое происходит в компании, руководитель которой с выпученными глазами комментирует ситуацию с крайне негативной точки зрения. Только здесь вашим сотрудникам не нужны парашюты, чтобы покинуть борт. Они прекрасно могут и сами на эмоциях просто сменить место работы, уйти туда где поспокойнее. Думаете, таких мест нет? Есть, это те компании, где ситуацию кризиса переживают с большим спокойствием. Всё дело в умении контролировать свои эмоции, дело в личности руководства. Да, ситуация может казаться страшной, да бизнес может рушиться, но если вы занимаете руководящую должность, вы не можете позволить себе паниковать. Паника пустит компанию под откос гораздо быстрее пресловутого кризиса.


Личность руководства компаний — источник дохода психологов, коучей и бизнес-тренеров. Особенно в кризис. Ничто не ценится так дорого, как собственная способность к преодолению, ибо душевные ресурсы для работы в условиях стресса взять негде, кроме как внутри собственного сознания. Да, на этом делают деньги! Чтобы вы были довольны результатом работы коуча или психолога, он должен знать: за счет чего вы можете восстановить ресурсы сознания? Где они у вас хранятся, на что расходуются, да и вообще что они из себя представляют. Словоблудие нынче не в моде и продать его нельзя, покупательская способность на приобретение лапши на ушах на нуле. Сейчас платят за результат — способность сохранять спокойствие и действовать трезво и безошибочно в постоянно усложняющихся условиях, способность контролировать ход мысли, держать эмоции в узде. Не делать вид, не подавлять эмоции, не избегать переживаний, не заливать их алкоголем, а взаимодействовать с ними.

Ситуация на рынке, прямо скажем, сложилась как нельзя лучше для тех, кто десятилетия ждал своего звездного часа — для естественно научных технологий управления сознанием. Воистину смеется тот, кто смеется последним. Раскрученные западные бренды (НЛП, гештальт, психоанализ, расстановки и что-то там ещё) не могут решить простую задачу — остановить неприятное переживание без насилия над клиентом. И не на пятом году психоанализа, а прямо в кабинете специалиста.

Как рождается эмоция? В результате некоторой последовательности умственных операций. Эмоция - информационный продукт мышления. Часто переживаемая эмоция, конвертируется в привычную модель поведения, в черту личности. Срабатывает один из законов диалектики: отрицание отрицания. Часто испытываете страх, становитесь трусом, часто обижаетесь, становитесь ранимым, не можете справиться со стыдом, получите комплекс неполноценности. А между тем, изменив последовательность умственных операций, эмоция разрушается, точнее возникает другая — успокоение, а вслед за ней меняется и черта личности.

Российский психологический бизнес стартап - Проект Чувство покоя активно поднимает свои продажи благодаря необычным свойствам продаваемой услуги. Продается навык управления собой. Продукт — простые доступные инструкции, состоящие из последовательности умственных действий, разрушающих негативные переживания. Мы продаем чувство покоя. Нет, это вовсе не апатия, это невозмутимость, невозмутимость без напряжения.

Потому что любая эмоция, как базовый инстинкт, который достался нам от предков и работает на уровне условных рефлексов. И вот здесь как раз кроется её слабая сторона. Если это рефлекс, им можно управлять. Вспомним Павлова и его опыты по выработке условных рефлексов у животных. Вам это вряд ли понравится, но например страх управляет вами, как лампочка управляла слюнотечением у собак.

Не хотите быть подопытным, сломайте этот рефлекс. В конце, концов, этот навык пригодится вам во многих жизненных ситуациях. Умение сохранять хладнокровие высоко ценится во всех без исключения корпорациях и считается необходимым навыком для руководителей высшего звена. Технологиями по управлению эмоциями такими, как обида, вина, стыд, страх или гнев из-за их сложности, владеют далеко не все психологи. Если вам нужен прогнозируемый результат в четкие сроки, необходимо пользоваться методиками, имеющими прочную физиологическую основу, а не словоблудие ученых, которые, даже не ставят перед собой такую задачу — изменить условный рефлекс. Честный психологический бизнес - это работа с самим алгоритмом возникновения эмоции, с механикой её возникновения в организме, а средством достижения цели являются операциональные программы для выработки нового автоматизма поведения в стрессовой ситуации.

Бизнес в кризис возможен, не все рынки падают, какие-то поднимаются. Кризис — не конец света, а всего лишь смена правил игры. И выживает, как мы знаем, не сильнейший, а наиболее приспособившийся к среде. А вот для эффективного приспособления очень нужен невозмутимый характер!


Рекомендуем к прочтению