Автор статьи Андрей Пахомов

Саногенное воспитание

Задумывались ли вы когда-нибудь какова цель воспитания детей и кого вы хотите воспитать? В соответствии с какими ценностями и какой жизненной философией вы осуществляете свои родительские функции? Какие инструменты используете в ходе воспитательного процесса?

Попробуем немного разобраться в этом вопросе. Для этого, прежде всего важно определиться с целью воспитания ребенка.
Какая у вас цель? Каким вы хотите видеть в будущем своего сына и дочь? Какие качества по вашему мнению должен иметь ваш ребенок?

И тут возникает огромное многообразие мнений и вот некоторые из них:

⁃ Мой ребенок это единственный смысл моей жизни и пусть он будет любым, лишь бы был со мною рядом;
⁃ Хочу, чтобы он поступил в институт и устроился на стабильную работу;
⁃ Хочу, чтобы он реализовал мою мечту, стал тем кем у меня не получилось(хоккеистом , певицей и т.п.)
⁃ Все равно кем вырастит, главное чтобы обеспечивал меня на пенсии
⁃ Главное, чтобы был счастлив;
⁃ И т. д.

Согласитесь, не очень-то четкие цели.

Напрашивается аналогия с огородом, где для каждого растения опытный садовод подбирает не только благоприятное место, но и определяет правильный график посадки, ухода, полива, и всегда четко знает, какова цель выращивания того или иного растения - плоды, эстетическое наслаждение или практические функции.

Но, получается, что в процессе воспитания, многие оказываются в роли неумелого садовода, который на оставленным ему от родителей по наследству участке, стал сажать все подряд.

Следуя лишь своему минутному желанию, рекомендациям соседей и друзей, а так же различных интернет форумов, на которых делятся своими рецептами другие, такие же садоводы-любители. И еще, при этом время от времени, видя не те результаты, что он ожидал, начинает в гневе все топтать и сажать заново. Что же вырастет в итоге?

Думаю, что никто не будет спорить, если скажу, что главная цель воспитания - вырастить самостоятельную личность, которая может не только принимать решения, но и нести ответственность за них, способную передать эту способность своему потомству.

Теперь, когда приоритеты определены, попробуем понять какие черты характера мы можем «вырастить» в ребенке, исходя из поставленной цели и какими инструментами будем при этом пользоваться.
Что же лучше всего развивает самостоятельность и ответственность?
С самостоятельностью все достаточно просто - родителю нужно только сдерживать свое желание делать за ребенка то, что он может сделать сам, и приходить ему на помощь только тогда, когда сам ребенок об этом попросил, исчерпав свои возможности.

И что еще очень важно - не ругать его за совершенные ошибки, а обсуждать их с ним, учить делать из ошибок правильные выводы, которые позволят в будущем не повторять их. Часто же родители наоборот не дают ребенку совершить собственную ошибку, делая за него все, что ребенок пока не может сделать самостоятельно, либо ругают его за допущенную оплошность.

В результате, у ребенка либо появляется страх совершения ошибки, либо вообще пропадает желание двигаться вперед - осваивать новые виды поведения, так как пропадает мотивация. Зачем что-либо делать, если его могут наказать за это, или можно подождать, когда сделают за тебя?

Именно родитель своим поведением выбирает, какую черту характера он сформирует у ребенка - самостоятельность или зависимость от окружающих. Однако надо заметить, что многие родители сознательно воспитывают ребенка зависимым от себя, из-за страха, что в один прекрасный день, подросшая «личность» отправится в самостоятельное плавание, а родители останутся в одиночестве. Самостоятельность можно развивать с самых ранних лет.
Дела с воспитанием ответственности в ребенке обстоят куда сложнее, потому что под ответственностью мы понимаем такое поведение, при котором человек не только самостоятельно принимает решение о необходимости делать то или иное дело, но и понимает и оценивает возможные последствия такого поведения.

Ответственность мы можем начать развивать только тогда, когда ребенок способен делать какое-то дело самостоятельно, например умываться с утра или убирать свои игрушки перед сном.

Тогда, мы совместно с ним можем определить какое дело будет лежать в зоне ответственности ребенка, и постепенно, шаг за шагом, передаем это дело ему, например, сначала мы вместе убираемся в комнате, потом он сам убирает только игрушки, потом он сам убирает игрушки и вытирает пыль и так далее, пока порядок в его комнате не станет только его заботой.

Теперь наша задача только контролировать границы, в рамках которых ребенок сам может определять, когда и как ему выполнять это дело, и конечно реагировать адекватно ситуации. Когда всё сделано в срок, то обязательно отметить это, показав как вы довольны тем, что он сделал все так как было договорено, и не бояться указать ребенку на его ошибку, помочь ему найти причины этого неправильного поведения.

Под самостоятельностью и ответственностью стоит понимать не только умение принимать решения и определять необходимые для его реализации инструменты, но и способность определять вектор своего дальнейшего развития, в соответствии со своими внутренними потребностями. Самостоятельный человек не только самодостаточен, но и способен делиться этой своей чертой с теми, кому такая поддержка необходима, например родителям.

Для этого важно развивать в ребенке и другие черты характера, которые в будущем помогут ему найти свою дорогу к счастью. Эти черты характера формируются как результат осмысленной работы с эмоциями: так умение справляться с собственными страхами формирует такую черту характера как смелость. А способность прощать обиды помогает стать терпеливым и прислушиваться к критике.

Умение преодолевать чувство стыда формирует у ребенка уверенность в себе и собственных силах.
Поэтому, так важно не только формировать у ребенка нужные качества, но и обращать внимание на его эмоции, не игнорировать или подавлять их, а учить прислушиваться к своим чувствам, и тому, как можно саногенно (здорОво) осмысливать свои переживания.

И в завершении хочется порекомендовать родителям, почаще присматриваться к собственному поведению и помнить, что ребенок, по сути, лишь зеркало, отражающее те эмоции и поведенческие стереотипы, которые он видит в семье. А значит если мы хотим воспитать в нем какое-либо качество, то сначала стоит попробовать воспитать его в себе.
Рекомендуем к прочтению