Меню
 
Автор статьи владимир иванов

Различия в научении животного и человека.

Большая часть исследований научения проведены на животных. Но поверьте, что когда некоторые безапелляционно заявляют, что, поскольку закономерности научения изучались на животных, они не применимы к человеку, то они не правы.

Отметим, что Павлов, Скиннер, Толмен, Халл изучали не собачьи, крысиные и куриные законы, а общие законы научения, которые актуальны для любых живых существ.

Но всегда стоит помнить, что человек – существо социальное, поэтому для применения закономерностей научения к человеку требуется установить, чем же отличается научение человека и животного.
Прежде всего ключевыми являются различия в характере подкреплений. У человека подкрепления приобретают чаще всего социально-эмоциональный характер, что обуславливается наличием фундаментальных социальных потребностей, которые удовлетворяются в межличностном или социальном взаимодействии.

Так подкрепление успехом в достижении цели или повышение престижа неведомы животному. Также, в отличие от животного, человек, благодаря наличию самосознания и Я-концепции, обладает способностью самоподкрепления , которое проявляется как подкрепление потребностью в самоуважении.

Любое поведение, соответствующее чертам Я-концепции, поощряется чувством внутреннего удовлетворения, а отклонение от них вызывает чувство вины, а в некоторых случаях угрызения совести, стыд или раскаяние. Поэтому для человека Я-концепция является мощным фактором научения.
Именно поэтому педагог или родитель должен стремиться к единству обучения и воспитания, способствуя формированию адекватной системы ценностей ребенка.

Стоит помнить, что любые человеческие ценности, вовлеченные в социальный процесс, сами по себе вызывают способность к самоподкреплению .

Фактор самоподкрепления действует и у животных, но он не достигает такой интенсивности как у человека, поскольку животное больше зависит от среды. В то же время, любая эффективно выполненная функция имеет в себе встроенный механизм самоподкрепления.

Например, животному как и человеку приятен акт дефекации, а успешное выполнение репродуктивной функции природой награждается сильнейшим наслаждением - оргазмом. Не являются исключением и психические функциональные системы, когда успешное выполнение каких-либо функций само по себе приводит к удовольствию.

Каждый наверное испытал удовольствие от успешно решенной головоломки или точного попадания мячом в цель. Такого рода подкрепления свидетельствуют о переходе любой системы от состояния менее благополучного к состоянию более благополучному. В то же время так называемые естественные потребности человека обладают самодвижением: удовольствие от еды подкрепляет пищевое поведение, усиливая его.

Если пищевое поведение будет подкрепляться отрицательно, то оно будет подавлено и возникнет болезнь анорексия. То же можно сказать и о половом влечении, которое исчезает и превращается в отвращение при отрицательном подкреплении полового поведения.
В то же время коренное отличие научения у человека и животного прежде всего состоит в характере переживаний. Если переживания животного и его аффективные реакции вплетены в конкретную ситуацию, и оно получает подкрепление именно в конкретной ситуации, то человек, благодаря наличию второй сигнальной системы, обладает воображением, которое независимо от реальности может воспроизводить ситуации, имеющие эмоциогенное значение, и тем поддерживать мощную систему самоподкрепдения .

Поэтому самоподкрепление становится фактором, определяющим становление новых психических структур в человеке, и вызывающих к жизни поведения, которые могут быть не связаны с конкретной социальной и природной ситуацией. Именно воображение и патогенное оперирование образами может вызвать деформации личности, проявление дурных привычек вплоть до патологий.

Вывод - наше воображение подкрепляет то, что мы переживаем в воспоминаниях, снах и мечтах. Не зря Булгаков вложил в уста своему персонажу следующие слова - "Будьте осторожны со своими желаниями — они имеют свойство сбываться".
Рекомендуем к прочтению