Автор статьи Александра Копецкая

Педагогика в повседневной жизни каждого

Педагогическое мастерство важно не только для школьных учителей, но поверьте нам, во многом определяет нашу жизнь и жизнь наших близких. Нам часто приходится быть педагогами поневоле и, не имея даже базовых знаний в педагогике, мы делаем хуже не только себе, но и окружающим.

Например, в семейном воспитании хорошая педагогика позволяет избежать огромного числа терзающих родителей проблем. Когда родитель имеет смутные представления о латентном и сопутствующем научении, то ему кажется, что изъяны характеров детей являются врожденными.

Страх перед жизнью, леность, отсутствие конструктивного отношения к жизни, конфликтность, тяга к наркотикам, одиночество и враждебность к окружению же на самом деле являются следствием накопления систематических и незаметных в каждом случае ошибок родителей, основанных на педагогическом невежестве.

Слепая и невежественная вера в эффективность силы воли и принудительных методов воспитания всегда приносит плохие плоды, которые взращиваются усилиями невежды.
Ложная педагогика может стать причиной психосоматических заболеваний. Представим на минуту, что, вследствие систематических ошибок в обучении пищевому поведению, ребенок научается в условиях стресса пищеварительно реагировать на социальные ситуации обиды, вины или неуспеха.

Мало надежды на то, что найдется врач, который смог бы избавить этого человека от серьезных нарушений в системе пищеварения и от формирования язвенной болезни.

И в профессиональной деятельности нам лучше бы обладать базовыми навыками педагогов. Руководитель отдела или хозяин фирмы часто будет нести убытки от неумения обучать работников тем поведениям, которые должны принести успех.

Неумение обучать способствует применению методов принуждения, которые порождают отчуждение среди работников и в конечном счете ведут к неудачам.
Медицина и врачевание также немыслимы без знаний о педагогике. Врачевание предполагает обучение саногенному поведению, управление поведением, образом жизни и даже мышлением пациента.

Однако это управление должно быть не прямым манипулированием человеком, а косвенным, посредством педагогического искусства убеждения и воспитания. Так, делая предписания и назначения, врач должен быть уверен, что они выполняются.

Неквалифицированный врачеватель прибегает в этом случае к примитивным приемам устрашения больного: «Если вы не будете делать этого, вам будет хуже, чем сейчас». Квалифицированный врач создает положительную мотивацию поведения посредством искусства косвенного управления поведением человека с использованием его окружения. Все это изучается педагогикой.

Здесь особое значение приобретает способность человека видеть себя глазами другого или других, что позволяет корректи­ровать общение. В каждой ситуации мы создаем образ самого себя глазами другого и если типичные ситуации повторяются, то эти образы постепенно отливаются в определенную черту кон­цепции-Я. Если другие часто считают меня компетентным, сме­лым, правдивым, то постепенно у меня создается представление о себе как компетентном, смелом и правдивом.

Мастерство предполагает самосовершенствование. Педагог-мастер улавливает требования жизни и трансформирует их на основании учебного плана и программы учебного предмета в конкретные цели и содержание обучения.

Он применяет адекватные методы обучения, основанные на дидактических принципах, которые им осмыслены и выступают как информационное обеспечение его мастерства.

Мастер не удовлетворяется готовыми методическими материалами, а изменяет их в соответствии с требованиями ситуации и разрабатывает их сам. Педагог же, знающий психологию, имеет больше возможностей для усовершенствования своих методов.
Рекомендуем к прочтению

Легко ли управлять людьми?


Этот подкаст - подсказка для бизнесменов в общих чертах о том, как управлять людьми. Помните бизнес есть эксплуатация наемного труда.
В подкасте:
- кто такой предприниматель?
- какую работу он выполняет?
- трудовые ресурсы: отбор и управление
- проверка качества персонала с помощью бланковых методов
- принуждение и ненасилие к работнику - две парадигмы управления


© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru