Меню
 
александра Копецкая




Из чего состоит процесс обучения. Мотивация к обучению.


Обучение - это не просто передача знаний от учителя к ученику, а совместная деятельность студентов и преподавателей, в результате которой усваиваются определенные знания, умения и навыки.

Специально для блога проекта Чувство покоя
04 ноября 2017
Автор статьи Александра Копецкая

Из чего состоит процесс обучения. Мотивация к обучению

Обучение - это не просто передача знаний от учителя к ученику, а совместная деятельность студентов и преподавателей, в результате которой усваиваются определенные знания, умения и навыки. В обучении выделяются:

  • наличие сознательно поставленной системы целей обучения;
  • управление учебной деятельностью;
  • разделение содержания обучения на крупные единицы (темы, подтемы и т.д.), усвоение каждой из которых представляют собой некоторый целостный сегмент деятельности;
  • составление перечня умений, навыков и элементарных операций, включенных в большие сегменты, которые учащийся должен усвоить. поведения и профессионально-значимые черты личности.
Одной из ошибок понимания обучения является существующая тенденция рассматривать обучение просто как управление познавательной деятельностью учащихся.

Познание не покрывает собою обучение в целом, поскольку в обучении происходит не только усвоение новых знаний, но и формирование определенных умений и навыков. Процесс познания - это один из существенных, но частных элементов процесса обучения.

В деятельности обучения можно выделить следующие существенные функциональные элементы:

  • мотивация учебной деятельности, то есть активность, которая вызывает, поддерживает, а иногда и прекращает деятельность обучения;
  • исходный уровень знаний, умений и навыков студентов;
  • определение и выбор средств и методов достижения поставленных целей;
  • контроль процесса усвоения, т.е. оценка результатов обучения, которая, с одной стороны, выступает как итог, а, с другой стороны, как социальное подкрепление результатов обучения.
И всегда следует помнить, что каждый из функциональных элементов деятельности обучения осуществляется в общении учащихся и учителя.

Рассмотрим мотивацию обучения подробнее. Любая деятельность вызывается, поддерживается и прекращается благодаря наличию мотивации, так как в любой деятельности удовлетворяются определенные потребности человека.

Учебная деятельность основывается на том, что учащиеся-студенты хотят научиться, а преподаватель хочет научить, однако двигателями обучения могут быть и другие мотивы, связанные с фундаментальными потребностями человека. Так какие же потребности удовлетворяются в учебной деятельности студентов?

Прежде всего, это потребность в познании, потребность в достижениях, в повышении престижа, статуса, потребность в овладении социальной и профессиональной ролью, потребность в самоутверждении, в повышении самооценки.

Особую роль в мотивации учебной деятельности играет потребность в самоуважении, проявляющаяся как стремление защитить свое "Я", самооценку от неблагоприятных влияний. Нельзя сбрасывать со счета и потребность в безопасности, которая способствует тому, что учебная деятельность иногда становится деятельностью избавления от неприятностей и санкций за невыполнение учебных заданий.

В тех случаях, когда преподаватель акцентирует свое внимание именно на наказании, процесс обучения становится формой принудительной деятельности, направленной на защиту от возможных негативных последствий. Это далеко не полный перечень потребностей, мотивирующих учение; но от интенсивности их в значительной степени зависит и эффективность учебной деятельности студента Потребности человека обладают способностью суммироваться, и их совместная активность выражается в желании учиться.

Искусство преподавания в управлении учебной деятельностью в значительной степени зависит от того, в какой мере он в состоянии использовать эти внутренние силы для повышения эффективности обучения. Хороший преподаватель - это не только тот, который знает учебный предмет и прекрасно владеет теми умениями и навыками, которым он собирается научить своих студентов, а скорее тот, который обладает способностью возбуждать желание учиться.

Почему дети не читают?

В этом выпуске мы говорим о насущной проблеме множества родителей. В студии юный эксперт - Виктория и преподаватель Школы Слова Екатерина Новожилова. Разговор оказался долгим и вывод простой и очевидный. Хотя думается не все нас в этом поддержат! Но, держим пари, втайне и в душе многие родители уже сами к этому выводу пришли...

Школа слова
Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru