Автор статьи Александра Копецкая

ЦЕННОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕНИЕ

Наиболее значимые для человека объекты внешнего мира (люди, предметы, символы, знаки и т.д.), которые влияют на его поведение и к которым он относится положительно, принято называть ценностями. Успех, красота, богатство, прав­дивость, смелость, компетентность, профессионализм, дружба и многое другое – все это ценности.
В процессе общения с другим людьми у нас также формируются групповые ценности, такие как согласие, поддержка и т.д. А сформированная система ценностей в свою очередь ока­зывает сильное влияние на процесс развития личности. Так поведе­ние, ориентированное на достижение групповых ценностей будет подкрепляться положительно и станет основой научения.

Например, если результаты учебной деятельности выступают в каче­стве ценностей (глубокие знания, высокий балл на экзамене, хоро­шо выполненный доклад и т.д.), то они приобретут стимулирую­щее значение, поскольку деятельность, направленная на их достиже­ние получит одобрение в группе. Именно поэтому в обучении так важно способствовать созданию системы учебно-профессиональных ценностей, которые далее будут влиять на поведение учеников.
В отдельных случаях в качестве групповых или личных ценностей будут выступать черты личности, такие как, например, терпимость, выдержка, смирение.

Тогда поддержу и стимул со стороны окружения будет получать по­ведение, обнаруживающее эти качества. Тогда и самовоспитание, направленное на вы­работку этих черт, получит стимул со стороны окружения.

В любом случае, наличие устойчивой системы групповых ценностей позволяет автоматизиро­вать процесс воспитания, так как группа будет способствует фор­мированию у отдельных студентов соответствующих черт и свойств.

Кроме научение ценностям в собственной деятель­ности индивида существует викарное научение, когда происходит принятие человеком соответствующих моделей поведения, свойственных его окружению.

В этом процессе особое значение приобретают литература, средства массовой коммуникации, установки членов группы относительно моделей поведения, изображаемых средствами массовой коммуникации, установки лидера группы, преподавателя. Обсуждение книг, фильмов, характера героев произведений в группе и достижение согласия в оценке приводит к формированию соответствующих ценностей.

В общении в любой группе, будь то семья, друзья, учебная группа или творческий коллектив, стоит помнить, что согласие само по себе имеет стимулирующее значение. Именно поэтому достижение согласия относительно оценки определенных объектов, результатов деятельности и поведения, является необ­ходимым условием формирования ценностей
Рекомендуем к прочтению