Изменить философию?

Статья № 19
Серия публикаций, из примерно 80 - 100 статей,
по работам Юрия Михайловича Орлова,
создателя теории саногенного мышления.

просто и доступно о саногенном мышлении

Владимир Иванов

Любой заболевший человек определенно становится мудрее, потому что вынужден отвечать на вопросы. Если начать отвечать применительно к вашему заболеванию, то неминуемо будет формироваться философия болезни. От качества вашей философии будут зависеть не только чувства, настроение, но и многое в вашей судьбе.


"Если подлый лекарство нальет тебе — вылей! Если мудрый нальет тебе яду — прими!".

Омар Хайам
персидский философ, математик, астроном и поэт

Любой заболевший человек определенно становится мудрее, потому что вынужден отвечать на вопросы о том:
-как называется его болезнь и в какой мере ее течение зависит от состояния его организма, духа, настроения;

-чем вызвана эта болезнь, что ее поддерживает, способствует усилению или ослаблению симптомов; ---как она связана с возрастом, с образом жизни и с привычками, с погодой, с человеческими отношениями и окружающей средой, с характером мышления и чувств;
-как болезнь будет протекать, к чему готовиться, к какому врачу обратиться и как сотрудничать с ним, чтобы себе помочь, каковы возможные прогнозы;
-как правильно жить в связи лечением и протеканием этой болезни.

Если на эти четыре вопроса начать отвечать применительно к вашему заболеванию, то неминуемо будет формироваться философия болезни. От качества вашей философии будут зависеть не только чувства, настроение, но и многое в вашей судьбе.
Как видите, здесь нет даже намека на привычный для философов вопрос что первично, дух или материя. Но при этом не стоит игнорировать то, что в каждом отдельном случае первичность того и другого может поменяться местами.

Например, при вывихе или травме боль, психическое - вторично, но если размышлять дальше, то, оказывается, сам вывих или травма стали возможны от того, что в результате психического напряжения, скажем, при страхе, была дезорганизована координация движений, что и привело к вывиху. Нетрудно увидеть, что ревность, страх или иные эмоции тоже зависят, как ни странно, от нашей философии.

Если в моей философии любви есть, скажем, такой принцип: "Достойны любви только хорошие, а плохие должны быть отвергнуты" , то, обнаружив, что моя любимая - плохая я бессознательно начинаю ее отвергать, что создает внутренний конфликт и напряженность.

А если к этому добавить нарушение и таких принципов, как "Она не должна любить никого, кроме меня", то обнаруживается, что моя ревность полностью зависит от моей философии.Это может завершиться не только упомянутой потерей координации и вывихом, но и чем-то похуже, например, отбыванием срока за нанесение тяжких телесных повреждений когда-то любимому человеку.

Когда небрежно говорят: "А, это только философия, а реальность - иная!", то под философией понимают некий поток сознания, только отдаленно напоминающий размышление. В обыденной же жизни философами считают, как правило глупцов и резонеров.

У человека, который не читал этой или подобной ей книги еще большее недоумение возникает при указании прямой связи между философией жизни и болезнями человека, так как по его мнению философия не имеет отношения к жизни в целом и тем более к работе организма. Однако, философия обладает еще одним свойством, на которую обычно не обращают внимания. Любая философия влияет на поведение.

Шекспир хорошо показал, что у Отелло была некая философия супружеских отношений, которая сделала его беззащитным против программирования его поведения со стороны Яго. В его философии было нечто принудительное и умному недоброжелателю достаточно было дать Отелло маленький стимул, который в итоге привел к удушению любимой жены.

Мы можем согласиться с тем, что обида, вина, зависть, оскорбление, ревность, если они приобретают хронический характер, часто приводят к психосоматическому заболеванию. Для этого, правда, нужно, чтобы организм научился патогенно реагировать на эти эмоции.

В то же время мы думаем, что эмоции возникают и поддерживаются об­стоятельствами жизни, плохими людьми и тем, что наш мир плохо устроен. Но в любом, даже самом совершенном, мире всегда будут люди, у которых дела обстоят лучше, чем у вас. Чтобы при этом не испытывать зависть, нужно, чтобы у вас была определенная философия жизни. Существуют культуры, в которых зависть отсутствует, а для нашей культуры зависть естественна, что доказывает Библия, из которой мы узнаем, что Каин убил брата из зависти.

О том что болезни приходят нас не спрашивая и имеют принудительный характер, знает каждый. Но не каждый знает, что при этом универсальным посредником между стрессом и болезнью выступает наша философия обыденной жизни. Поэтому, чтобы вылечиться прежде всего нужно изменять свою философию жизни, заменив плохую философиюна хорошую, в основе которой лежит саногенное мышление.





Продолжение следует.
Иванов В.А.
Психолог Владимир Иванов
Рекомендуем к прочтению